2. Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?
3. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуется пить подсоленную воду?
4. В чем заключается сходство в строении молекул белков и нуклеиновых кислот?
5. Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями, и 20 нуклеотидов - тремя водородными связями. Объясните полученные результаты.
6. Фрагмент одной цепочки ДНК состоит из 28 нуклеотидов со следующими азотистыми основаниями: 10 – с аденином, 8 – с цитозином, 4 – с тимином и 6 – с гуанином. Каково общее количество водородных связей в этом фрагменте ДНК, образованном двумя цепочками? Ответ поясните.
7. Какие общие функции выполняют углеводы, белки и липиды в клетке?
8. Чем объяснить различия в названиях разных нуклеиновых кислот?
9. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.
1)В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Менделеева. 2) Группу макроэлементов образуют водород, углерод, кислород и натрий. 3) В меньших количествах в состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор. 4) Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани. 5) Кроме того, фосфор – элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови. 6) Железо входит в состав гемоглобина - белка эритроцитов.
10. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.
1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. 2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. 3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. 4)Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться, в зависимости от вещества с которым он взаимодействует. 5)Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции. 6)Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту.
11. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены.
1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, кислород и вода. 2) Углеводы делятся на моно -, ди -, полисахариды. 3) Они выполняют в организме энергетическую, структурную, ферментативную функции. 4) Крахмал откладывается в запас в клетки животных.5) Гликоген входит в состав растительных тканей. 6) Углеводы могут выполнять и защитную функцию, так как жидкости, защищающие слизистые оболочки органов, богаты углеводами.
12. Сравните по строению и свойствам нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.
13. Назовите отличия в строении нуклеотидов ДНК и АТФ. Ответ: 1) в ДНК – дезоксирибоза, в АТФ – рибоза. 2) в ДНК – аденин, тимин, гуанин, урацил, в АТФ – аденин. 3) в ДНК – один фосфорный остаток, в АТФ – три.
14. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа?
15. Какова природа большинства ферментов? Почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?
16. В чем сходство и различия строения нуклеотидов ДНК и РНК?
17. Какие моносахариды входят в состав ДНК? РНК? Ответ поясните.
18. В состав каких полисахаридов входит моносахарид глюкоза? Каковы функции данных полисахаридов?
19. В чем проявляется специфичность ферментов? Почему при изменении температуры и pH уменьшается скорость реакции? Как называется центр фермента, взаимодействующий с молекулами субстрата?
20. Между какими функциональными группами аминокислот образуются связи, удерживающие остатки аминокислот в белковой молекуле? Что выделяется при образовании данной связи? Как называются эти связи?
21. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны. Объясните их. 1) Все присутствующие в организме белки – ферменты. 2) Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций. 3) Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует. 4) Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, pH среды, и других факторов.
22. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их. 1) Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода. 2) Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды. 3) Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза. 4) Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом. 5) При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.
23. В чем состоит отличие ферментов от катализаторов неорганической природы?
24. В чем отличия ДНК и РНК?
25. Объясните, почему, изменение аминокислотного состава белка может привести к изменению его биологических свойств.
26. При подмораживании клубни картофеля приобретают сладковатый вкус. В чем причина этого явления?
27. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1) Нуклеиновые кислоты представляют собой биологические полимеры. 2) Они представлены в клетке молекулой ДНК. 3) Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды. 4) Каждый нуклеотид состоит из сахара рибозы и азотистого основания. 5) Существует четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, урацил.
28. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) Наиболее распространенными в природе моносахаридами являются гексозы: глюкоза, фруктоза, рибоза и дезоксирибоза. 2) Глюкоза является основным источником энергии для клетки. 3) При полном окислении 1 г глюкозы выделяется 176 кДж энергии. 4) Рибоза и дезоксирибоза входят в состав нуклеиновых кислот. 5) Дезоксирибоза входит в состав АТФ.